01-03-2019 06:15

Оперантное обусловливание: основные положения. Беррес Фредерик Скиннер

В психологии немало терминов и понятий, которые не совсем ясны далеким от занятых в этой сфере людям. Подобные выражения звучат достаточно загадочно, и кажется, что за ними скрывается нечто весьма сложное. Однако на деле все намного проще и за научными терминами обычно стоят простые и известные процессы, явления, которые нередко можно наблюдать в обычной жизни. Как раз к таким понятиям и относится «оперантное обусловливание».

Что такое оперант?

Термин состоит из сочетания двух слов, первое из которых является ключевым в понимании его значения. Происходит оно от латинского operatio, что означает «действие», «оказываемое влияние».

Неординарное мышление - это хорошо или плохо? Тест на тип мышленияВам будет интересно:Неординарное мышление - это хорошо или плохо? Тест на тип мышления

В таком направлении психологии, как бихевиоризм, термин «оперант» задействуется в качестве антонима понятия «респондент». Им характеризуются типы поведенческих реакций, которые лишены первичных стимульных условий.

Главной особенностью этих поведенческих реакций считается одинаковый способ воздействия на окружающую среду, к которому приводят разные цепи реакций. К примеру, мышь или крыса, помещенные в лабораторный ящик «с кнопкой», вне зависимости от того, что выступит в качестве раздражителя, будут реагировать нажатием на встроенный «рычажок».

Как возникло понятие «оперантное обусловливание»? Кто ввел этот термин?

Теории Выготского. Лев Семенович Выготский: вклад в развитие отечественной психологииВам будет интересно:Теории Выготского. Лев Семенович Выготский: вклад в развитие отечественной психологии

Хотя ввел этот термин в научный словарь американец, его появлением мир обязан русскому ученому. Впервые это словосочетание для обозначения определенных типов поведенческих реакций использовал Б. Ф. Скиннер, профессор Гарвардского и Миннесотского университетов, психолог, изобретатель и писатель.

Но сделал он это после ознакомления с работами русского ученого. Вдохновил одного из самых известных психологов прошлого столетия И. П. Павлов. Разумеется, своими работами и исследованиями в сфере рефлексов. Американца чрезвычайно заинтересовало проведенное Павловым исследование, касающееся процессов формирования и выработки условных рефлексов, возникающих при появлении раздражающего фактора или стимулирующего воздействия.

Кем был Беррес Фредерик Скиннер?

Как перестать быть наивным человеком: советы и рекомендацииВам будет интересно:Как перестать быть наивным человеком: советы и рекомендации

Один из наиболее влиятельных и знаменитых на весь мир американских психологов родился в 1904 году, 20 марта. А умер этот человек в 1990 году, 18 августа. То есть он застал все основные проявления достижений технического прогресса и науки, которыми было переполнено прошедшее столетие. На свет он появился в штате Пенсильвания, в городке Саскуэханна.

Скиннер являлся последователем бихевиоризма – направления в психологии, рассматривающего поведение людей и животных как результат их взаимодействия с окружающей действительностью.

Беррес Фредерик Скиннер в молодости

Всемирную известность этому ученому принесла теория обусловливания рефлексов. Оперантное обусловливание стало его главным «детищем», делом всей жизни. В поддержку своей теории Скиннер написал ряд публицистических статей и художественных произведений, в которых рассматривал возможность практического использования разработанной им психологической методики. Хотя широкой известности эти произведения не получили, благодаря им ученого стали считать одним из праотцов социальной инженерии.

Что такое ящик Скиннера?

Имя ученого носит лабораторное оборудование, которое имеется практически во всех институтах и даже в кружках для детей. Разумеется, если в них изучается поведение, образование и закрепление рефлексов. Конечно же, речь идет о ящике Скиннера.

Крыса в ящике Скиннера

Это оборудование представляет собой достаточно просторную коробку или же ящик, в которое помещают наблюдаемое животное, как правило, крысу или мышь. Сам ящик в идеале является непроницаемым для звука и света. Это необходимо для исключения случайных посторонних факторов, способных повлиять на чистоту результатов проводимого исследования.

Крыса нажимает рычаг

Внутри ящика располагается одна «кнопка» или же несколько, как правило, их называют рычагами. Технически процесс современных исследования выглядит так:

  • животное «нажимает» на кнопку или рычаг;
  • переключатель это фиксирует и передает на компьютер.

Разумеется, до появления сложной техники за подопытными зверьками велось непосредственное наблюдение. Модель оборудования, разработанная Скиннером, подходит для изучения поведенческих реакций не только у крыс или мышей. В ящик может быть помещено любое животное или же птица.

Востребовано ли это?

Что делать, если настроение паршивоеВам будет интересно:Что делать, если настроение паршивое

Б. Ф. Скиннер развил мысли, изложенные в работах русского ученого, более того, нашел им практическое применение.

Сформулированные ученым теоретические принципы применяются на практике в таких сферах:

  • поведенческая корректирующая терапия;
  • программированное обучение;
  • прикладной анализ поведения.

Методику программированного обучения разработал сам Скиннер. Она была воспринята в научном сообществе с большим энтузиазмом и успешно применяется в различных сферах с середины прошедшего столетия.

Что же это такое? Определение

Оперантное обусловливание в психологии - это особенная цепь реакций, образующая условные, но устойчивые рефлексы. Особенность становления и развития рефлекторных оперантных реакций заключается в том, что образуются они путем подкрепления, а не стимуляции.

Разумеется, такой фактор, как раздражитель, присутствует. Но ему отводится не ключевое значение, а роль первичной причины возникновения поведенческой реакции, то есть в образовании устойчивого рефлекса он не задействуется.

Что понимается под научением?

Оперантное научение – это непосредственно сам образовательный процесс, в ходе которого и вырабатывается или же приобретается рефлекс. Основная смысловая нагрузка в этом термине лежит на слове «научение». То есть его суть в том, чтобы «научить» рефлексу, определенной реакции, типу поведения.

Б. Ф. Скиннер исследует рефлексы птиц

Разумеется, оперантное научение имеет под собой основу, на которой и базируется. В качестве фундамента используется поведение, также называемое оперантным. Это особый тип проявлений реакций, оказывающий влияние на окружающую действительность или же среду. Управленческий фактор при таком типе реагирования скрыт в последствиях самого поведения. Говоря простыми словами, заинтересованность и мотивация при проявлении оперантного типа поведенческих реакций заключены в наступлении последствий действия, в его результате.

Общая схема оперантного анализа

При использовании метода анализа оперантное обусловливание Скиннера основные положения задействует те же, что и иные научные направления психологии.

Студенты проводят эксперимент

В обобщенном виде схема анализа состоит из взаимосвязей между следующими понятиями:

  • оперантное действие;
  • его последствия;
  • предшествующие ему обстоятельства, послужившие первопричиной реакции.

Это стержневые понятия, составляющие оперантное обусловливание Скиннера.

Что понимается под оперантом в теории Скиннера?

Оперантом в этом психологическом направлении называют хаотичное множество или же последовательность действий, которая определяется их непосредственным результатом.

Определение лишь на первый взгляд кажется запутанным, на самом деле его смысл очень прост. Оперант определяется не стимулом, а функционально, то есть теми изменениями, которые следуют за действием. То есть если какой-то поступок привел к приятным для человека, его совершившего, последствиям, он обязательно будет повторен снова.

Последствия, к которым приводит какой-либо поступок, обладающие побудительной силой к его повторению, называются постцедентными воздействиями.

Что такое контингенция? Что понимается под условием?

Этот термин вызывает наибольшие затруднения не только у далеких от психологии людей, но интересующихся ею, но и у студентов.

Этим словом называют взаимосвязи, устанавливающиеся между понятиями, составляющими цепь реакций, характеризующих оперантное обусловливание. Также термин отражает и связь между поведенческими реакциями и внешними факторами, событиями, ситуациями, обстоятельствами. Таким образом, обобщенная схема анализа представляется в виде трехчастной составной контингенции.

Условие в рамках данного психологического направления – это факторы или их сочетания, наличие которых возможно, не вовсе не обязательно. Иными словами, под это понятие попадают все переменные составляющие, входящие в оперантное обусловливание.

О видах обусловливания и формах научения

Концепция оперантного обусловливания содержит две крупные формы, которые принимает процесс образования рефлексов. К ним относятся творческое и инструментальное научения.

Творческое научение подразумевает под собой высокую степень активности разума и отличается от инструментального более сложной методикой подкрепления образующегося рефлекса.

Формирование операнта у кролика

Например, если ребенок блестяще отвечает у доски, а учитель публично и незамедлительно его хвалит – это подкрепление в рамках оперантного творческого обусловливания. Но полученный от родителей билет в кино за хорошую отметку в дневнике – это поощрение, не имеющее к образованию рефлекса прямого отношения.

Инструментальное научение – это простое подкрепление спонтанно произошедшего действия. Другими словами – метод «кнута и пряника». Специфика лишь в том, что поощрение и наказание следуют без промедления, сразу же после совершенного поступка.

Имеет ли отношение обусловливание к приучению?

Теория оперантного обусловливания лежит в основе приучения к чему-либо, воспитания и прививания полезных навыков. Любой воспитательный процесс происходит путем многократного повторения, с сопровождением каждого поступка неизменным подкреплением. Именно так и формируется привычка - как хорошая, так и плохая.

Например, одни дети быстро приучаются к чистке зубов и в течение всей последующей жизни рефлекторно повторяют эту гигиеническую процедуру, не задумываясь о том, нужна она или нет. Другим же приходится постоянно напоминать о необходимости ухода за полостью рта, а повзрослев, они часто забывают о ней. Почему так происходит? Потому что в первом случае при прививании привычки использовалось оперантное обусловливание. То есть ребенка хвалили или как-то иначе проявляли одобрение, оказывали ему внимание после законченной им чистки зубов. Во втором случае малыш не видел от взрослых никакой реакции на совершенное им действие. Поэтому оно и не закрепилось, не преобразовалось в условный рефлекс.

Помимо воспитания детей и прививания им определенных навыков, обусловливание рефлексов широко используется в дрессуре. Фактически любая дрессировка животного построена именно на оперантном обусловливании.

К примеру, при обучении домашней собаки команде «сидеть» или любой другой, от нее добиваются выполнения нужного действия, после чего немедленно закрепляют результат похвалой и лакомством. Таким образом у животного вырабатывается привычка или же образуется условный рефлекс. Услышав определенное сочетание звуков, собака тут же садится, без промедлений или колебаний. Если же при дрессировке не задействуется оперантное обусловливание рефлексов, то и результат не достигается.

Дрессировка собаки

Незаменима данная методика и при необходимости разрушения уже имеющегося приобретенного рефлекса. То есть если требуется избавиться от вредной привычки, каждое воздержание от нежелательного действия следует без промедления закреплять, например, похвалой. Таким образом можно достаточно быстро отучить детей «грызть» карандаши или ручки либо же избавиться от каких-то других вредных привычек.



Источник